Учимся рассказывать

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь имеет две формы:

  • диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
  • монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить. Отстаивать свое мнение.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям  школьного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоционально-образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиция языка учит детей четко и последовательно строить рассказ.

Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили- были дед да баба». Кто жили-были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба». «Кто у них был?»

После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текса. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопрос: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?» «Сколько комнат было в медвежьем домике?» Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими допросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: «Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?», можно спросить: «Скажи, каким голосом заревел Михайло Иванович».

На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т.е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского «Умей обождать» можно спросить: «Как курочка относилась к петушку, правильные ли совета она давала ему? Почему петушок не хотел обождать…»

Внимание ребенка надо привлекать и к средствам выразительности языка: «Как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? Какие слова она ему говорила?»
Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем формируется план в виде указаний.
Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» можно дать такие указания:

  • Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться.
  • Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал.

После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»

Большие по размеру художественные произведения   пеерсказывать  целиком не обязательно: для пересказа можно выделить только отдельные эпизоды, например, описание вещей или событий. Если ребенок затрудняется в пересказывании, ему можно по ходу задавать вопросы. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого содержания текста.

Одно из самых любимых занятий малышей – рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов.
Например: Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка?  (Мягкая, серая)

Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: «Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка». А потом просите ребенка повторить рассказ.

На первых порах очень важен выбор игрушек для рассматривания и составления рассказа. Игрушки должны быть с ярко выраженными характерными особенностями (цвет, форма, размер), создавать настроение. Малышам целесообразно предлагать не статичную красивую куклу, а куклу-малыша, протягивающего к ребенку руки, или зайца, который чем-то огорчен и готов заплакать, или важного утенка в берете. Такие игрушки привлекают своей необычностью. Ребенок безошибочно реагирует на них: утешает плачущего зайца, берет на руки и ласкает малыша, копирует позу утенка. Но осмыслить и выразить эту необычность словами (неуклюжий, смешной) ребенок еще не умеет, и здесь на помощь ему приходят вопросы взрослого: «Отчего грустит заяц? Чего он хочет? Почему на утенке берет?»

С ребенком полезно провести совместное составление описания, когда взрослый начинает предложение, а ребенок продолжает: «Это … (медвежонок). У медвежонка черные … (глазки). На голове у него надета … (шапочка)»

При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком», а потом показывает ребенку соответствующую картинку.

Более старшим детям можно предложить сравнить  две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть  обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются. Взрослый может использовать такой прием: скажи как я. У взрослого и ребенка одинаковые игрушки – мишки, но у взрослого большой коричневый, а у ребенка маленький черный. Взрослый говорит: «У меня большой коричневый мишка»; ребенок «У меня мишка маленький, черный». Взрослый: «У моего медведя уши круглые, пушистые»; ребенок: «У моего медведя уши тоже круглые, пушистые».

Ребенок данного возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим  планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть». Постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как  «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»

Если совсем маленький ребенок учится только отгадывать загадки, то ребенок пятого года жизни может уже сам составлять загадки на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом».

Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2-3 игрушки, чтобы ребенку было легче составить  сюжет и включить  в повествование  всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например, предложить ребенку такой набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить. Взрослый для образца сначала сам придумывает рассказ. А затем можно предложить это сделать ребенку. Пусть ребенок для начала просто повторит рассказ взрослого. Но постепенно следует переходить к составлению рассказа ребенком самостоятельно.

Ребенок уже может рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Здесь могут тоже использоваться вспомогательные вопросы: «Где ты был летом? С кем ты отдыхал? Что было интересного на море?». Ребенку можно предложить примерный план рассказывания.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.
Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

  • в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»
  • сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»
  • предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности
  • предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных  героев
  • написать письмо своему любимому герою или автору сказки
  • сочинить разговор сказочных персонажей по телефону
  • придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед
  • рассказать историю от лица любимого героя или предмета
  • описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)
  • очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.