Формирование личности дошкольника через ознакомление с искусством

Формирование личности дошкольника через ознакомление с искусством

Ларионова Елена Владимировна, педагог-психолог МДОУ № 47, г. Серпухов

 

Любое человеческое творение,

 будь то литература, музыка или живопись,

— это всегда автопортрет.
Батлер Сэмюэл
Одной из задач современного образования является воспитание творческой, самостоятельной,  свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление. Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
Первое ознакомление ребёнка с искусством происходит с рождения, когда родители знакомят его с устным народным творчеством- колыбельными песнями: Рисунки в книге — это одно из первых произведений изобразительного искусства, с которым знакомятся дети. Детей знакомят с работами Васнецова, Лебедева, Конашевича, воспитывают умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. У детей 4 лет воспитывают способность осознавать содержание рисунка, обращать внимание на изобразительные средства, в старших группах у дошкольников развивают художественный вкус, формируют интерес к искусству.

 При знакомстве детей с литературой (сказками, стихотворениями, баснями) происходит развитие творческих способностей, ребёнок знакомится с окружающим миром, получает через сказку информацию о жизненных ценностях, о жизненно важных явлениях. В сказке ребёнок узнаёт о том, как устроен мир, кто его создал, что происходит с людьми в разные периоды их жизни, о добре и зле, о дружбе и любви, об отношениях между родителями и детьми. Сказки дают ребёнку возможность увидеть целостное восприятие мира.

 Музыка оказывает большое влияние на физиологию человека, а также благотворно воздействует на его эмоциональное состояние. Такое же влияние музыка оказывает и на развитие ребенка. Музыка расслабляет или будоражит, активизирует, заинтересовывает. Помогает развить у детей воображение, творческое мышление, коммуникативные навыки, повышает самооценку на основе самоактулизации.

Частью культурного наследия является игровая кукла. Кукольный театр оказывает большое развитие на детей. Кукольные представления помогают не только в развитии детей, но и в снятии неврозов у маленьких детей, связанных с больницей, осмотром, уколами.  Кукольный театр используют в качестве терапии у детей с приступами гнева, ненависти, снятия напряжения, застенчивостью,  он даёт возможность больным детям познакомиться с окружающим миром, развить у детей речь, коммуникативные навыки, творческие способности.

 Ознакомление детей с изделиями декоративно-прикладного искусства (хохломой, гжелью, дымковской и филимоновской игрушками, матрешками, вышивкой) даёт возможность ребёнку рассмотреть, потрогать, почувствовать и самим создать образы животных, кукол, из пластилина, солёного теста или изобразить на бумаге.

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.
Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые психологи говорят даже о пренатальном периоде. Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Влияние искусства на становление личности очень высоко. Без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармоничной личности. Если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность – значит, он как личность состоялся. И только благодаря искусству, его влиянию на ребёнка, можно воспитать эстетически грамотных людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Школа эстетического воспитания» Т.С.Комарова, Мозаика-Синтез, Москва, 2010г.

«Как преодолеть детскую застенчивость» Т.Л. Шишова, Спб., Речь, 2007г.