Коррекционно-образовательная деятельность дошкольного учреждения в системе непрерывного образования

Коррекционно-образовательная деятельность дошкольного учреждения в системе непрерывного образования

Романова Нина Игоревна, учитель – логопед МДОУ – Детский сад № 47 «Радуга»

Рост темпа современной жизни, большой поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры привели к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в жизнь, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование рассматривается как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Осуществлять подготовку к школе, создавать условия для эмоционального, физического, интеллектуального и творческого развития призвано дошкольное учреждение.

В настоящее время все чаще встречаются дети  с речевыми нарушениями, которые проявляются, как самостоятельный и вторичный дефект патологий  носящих органический характер. В связи с этим педагоги ДОУ были вынуждены самостоятельно решать вопросы их обучения и воспитания, опираясь на индивидуальные особенности детей. Для этого на базе нашего детского сада была создана кафедра по развитию речи. В нее вошли учителя-логопеды, педагог-психолог, специалист по развитию речи и воспитатели логопедических групп. На заседаниях кафедры  разрабатываются и утверждаются годовые планы работы, индивидуальные коррекционные маршруты обучения,  а также мониторинговые исследования в соответствии с индивидуально-воз­растными особенностями детей.

Для более эффективной работы и успешной адаптации детей к школьному обучению,  было предложено осуществлять взаимодействие  с кафедрой развития речи Гимназии №1 и с высшим педагогическим учебным заведением. Администрация детского сада, поддержав инициативу специалистов, заключила договор с Коломенским Государственным Педагогическим Институтом, что помогло более эффективно осуществлять коррекционную работу, где в основу деятельности заложены основополагающие научные изыскания данного направления. Я  уделяю большое внимание развитию интеллектуальных способностей детей, адаптации их к условиям школьной жизни, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу, формированию предпосылок учебной деятельности. Работаю над изучением коррекционных методик, созданием индивидуальных программ для каждого ребенка, учитывая речевой диагноз, интеллектуальные возможности.  Активно и творчески планируя работу, постоянно повышая и совершенствуя своё педагогическое мастерство, я осуществляю коррекционную работу в инновационном режиме. Так мною был систематизирован и обобщён опыт  работы с детьми старшего дошкольного возраста. Результат –  «Практический материал по развитию лексического строя речи». В нем широко используются современные педагогические технологии.

Особое внимания я уделяю работе по сдоровьесбережению детей, так как это одна из основных и глобальных проблем ДОУ. От соматического состояния детей зависит количества посещаемых занятий, что непосредственно влияет   на успешность коррекционной работе. Мной был подобран  теоретический материал, успешно используемый в практике. Он позволил укрепить здоровье детей, что было доказано при анализе  диагностике заболеваемости детей. Цель коррекционной логопедической работы — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Исходя из этого, целью профессиональной деятельности учителя-логопеда является обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образова­тельном пространстве учреждения, объединение взаимодей­ствующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устране­нию имеющейся у них речевой патологии, профилактике вто­ричных нарушений.

Только ранняя логопедическая диагностика и  работа, учитывающая все возникающие трудности на пути овладения родным языком у детей с недоразвитием речи, сможет обеспечить им нужный уровень речевого развития. Для этого необходимо создание диагностических групп 3-4 летних детей имеющих неврологические заключения.

Для более успешного осуществления непосредственной образовательной деятельности необходимо скоординированная работа логопеда, педагогов и воспитателей групп. Они участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. В связи с этим встает вопрос о разработке плана взаимосвязи логопеда с педагогами.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания учителя-логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука и т.п.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда. В нашем ДОУ применяются: кинезитерапия,  различные виды логопедического массажа, суджок – терапия, фито — терапия, арома — терапия, музыко — терапия, хромо — терапия,  сказко — терапия,  песочная терапия.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна. В нашем детском саду формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (мультимедийные презентации, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется библиотека развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий,  мультимедийных презентации, сайтов и пр.).

Нами был создан сайт детского сада, где постоянно обновляется информация: о наших достижения и достижения детей, фото – галерея, планы дальнейшей работы. Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей  многие педагоги создали личный сайт, где они  могут общаться с родителями и коллегами, располагать консультации делиться опытом.

Таким образом, в современном образовании и непосредственно в коррекционном процессе есть еще проблемы, но мы стараемся находить пути их решения. На мой взгляд,  одними из более значимых является: использование инновационных технологий при коррекционном обучении,  а так же совместная деятельность (взаимодействие) школы и других образовательных учреждений. Только при этих условиях можно наблюдать повышение уровня динамики развития детей и продуктивности коррекционного обучения. В нашем детском саду мы стараемся создать все эти условия, поэтому наши выпускники полностью готовы к успешному обучению в общеобразовательных школах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. — М.: Академия, 1999. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: ЛИНЕКС – ПРЕСС, 2008 г.
  2. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: ЛИНЕКС – ПРЕСС, 2008 г.
  3. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов/ Сост.; С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.