Непрерывная образовательная деятельность по теме «Осень»

Составил: учитель – логопед Кочергина Л.А.

Коррекционно-образовательные цели: уточнение и расширение словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе родительном падеже, образование относительных прилагательных, существительных в творительном падеже);  обучение умению узнавать природные звуки;  проводить самомассаж; составлять распространённые предложения,  составлять рассказ по плану с опорой на вопросы.

Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового и зрительного  внимания и памяти; логического мышления; развитие дыхания и  голоса; общей моторики;  сенсорного восприятия.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование чувства готовности принимать решения; оказывать помощь; воспитание  умения  работать и играть в коллективе; формирование положительной установки на участие в занятии; формирование умения следить за своим здоровьем.

Словарная работа: листопад;  травой, грибами, ягодами, дождем, листвой, костром, мокрой травой; дубовый, березовый, кленовый, липовый, тополиный, рябиновый,  ивовый, еловая, сосновая; листьев, деревьев, грибов, травы, пней,  ягод, веток, дождей,  мухоморов, комаров, волнушек, шишек,

Оборудование:  магнитофон с записями музыки, звуков (дождя, ветра, шорох листьев, улетающих птиц), зонт украшенный листьями, мультимедийная установка, презентация «Осенние лес», листья разных деревьев, корзина с шишками, муляжи (груша, морковь, кисть рябины, гриб), оборудование для песочной терапии.

Предварительная работа: беседы об осеннее ее приметах, о фруктах, овощах, ягодах и грибах,  просмотр мультфильма «Лягушка путешественница», «Серая шейка», чтение стихотворение про осень.

 

 

Ход НОД.

  1. Организационный момент. Дети стоят. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии, развитие слухового внимания, умения узнавать природные звуки).

Логопед:

– Здравствуйте  ребята. Я рада видеть вас и готова поиграть с вами в новые игры. Сейчас мы с вами послушаем звуки природы  и пробуем  определить, в какое время года мы чаще всего их можем слышать. (Это шум дождя, чаще он бывает осенью).

На магнитофоне звучат звуки: дождя, ветра, шорох листьев, улетающих птиц.

2. Ввод в тему. Дети сидят полукругом.

Логопед:

— Садитесь ребята,  сегодня мы с вами поговорим об осени. Осенью очень часто идет дождь и поэтому нам с вами необходим зонт.

Логопед достает зонт.

— У меня был очень красивый зонт украшенные осенями листьями, но от сильного ветра они разлетелись, чтобы их вернуть необходимо, выполнить задания. Поможете мне? (Да).

  1. Беседа.

Логопед:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

  1. Игра «Осенний лес». (Развитие логического мышления, зрительного внимания, умения составлять распространённые предложения).

Логопед:

— Ребята, посмотрите какая картинка,  появилась на нашем экране. Перед вами осенний пейзаж леса, в который попало, что – то из  других времен года. Давайте попробуем исправить это, убрать лишние картинки, и объяснить, почему они лишние. (Здесь  лишний  лыжник, потому что на лыжах катаются зимой).

Логопед:

— Молодцы ребята,  от того, что вы хорошо справились с заданием,  первый  улетевший лист вернулся и опять украсит мой зонт. Помогите мне.

Логопед  вызывает ребенка, который прикрепляет  лист на зонт.

  1. Игра «Чем пахнет в лесу». (Развитие дыхания, развитие грамматического строя речи: практическое употребление творительного падежа существительных).

Логопед:

— А теперь закройте  глаза, представьте, что мы свами в этом осеннем лесу. Сделайте  глубокий вдох носом, задержите дыхание, почувствуйте  лесные запахи, выдохните ( повторяют 2 раза).  Расскажите, чем пахнет в осеннем лесу? (Травой, грибами, ягодами, дождем, листвой, костром, мокрой травой).

— Вы опять хорошо справились с заданием, и к нам вернулся второй лист. Прикрепим его к зонту.

Логопед  вызывает ребенка, который прикрепляет  лист на зонт.

  1. Игра « С какого дерева листок». Дети переходят к ковру. (Развитие голоса, общей моторики, развитие грамматического строя речи: употребление относительных прилагательных).

Логопед:

— Одна из примет осени это листопад,  листья облетают с деревьев. Вот и в нашем лесу  был сильный листопад. Посмотрите сколько листьев нападало. Давайте их соберём. Вставайте.  Подул сильный ветер,  и мы с вами полетели как листики.

Логопед, с детьми мелкими шажками,  повторяя звук «С» передвигается к ковру, на котором лежат разные листочки.

Логопед:

— Вот мы и добрались. Выбирайте понравившийся листок. Расскажите, с какого дерева он улетел и как называется. ( У меня кленовый лист он улетел с клена).

Логопед:

— Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. Прикрепим один из листочков на мой зонт.

Дети прикрепляют лист.

  1. Динамическая пауза. (Обучение самомассажу, координации движения с текстом).

Логопед:

— На нашей полянке кроме листьев спрятана  корзина, а в ней шишки. Давайте отдохнем, поиграем и споем.

Логопед с детьми поют песенку, выполняют движения по тексту, раскатывая сосновую шишку и массажируя  кисти рук

В руки шишку мы возьмем,

Покатаем и споем,

Мы сегодня свои пальцы

И ладошки разомнем.

Мы наклоны выполняем

Наше тело разминаем,

А вперед наклонимся

И гостям поклонимся.

Покружились, покружились

А теперь остановились.

Шишку мы в руках сожмем

Разомнем, опять сожмем.

Мы попрыгаем немножко,

Шишка крутится в ладошках.

Через носик мы вдохнем,

И опять играть начнем.

  1. Игра «Найди подарок». Дети подходят к песку. (Развитие умения слушать, сенсорного восприятия, обучение умению составлять рассказ по плану с опорой на вопросы).

Логопед:

— А теперь ребята послушайте внимательно стихотворение,  про осенние подарки и запомните их.

Осень приготовила различные дары

Сочная морошка на болоте, у воды.

Здесь волнушки, сыроежки разноцветною семьей,

Повстречались на полянке и маслята под травой.

На рябине краснощекой  ярко ягоды горят.

Овощи на нашей грядке радуют прохожих взгляд.

Фрукты сочные, поспели вот такой наш урожай

Осень всех едой накормит, приходи и собирай.

— Ребята, здесь в песке спрятались дары осени, про которые я вам рассказала. Попробуйте определить на ощупь, что это.

Дети засовывают руку в песок, на ощупь определяют, что это (морковь, груша, гриб, рябина).

Логопед:

— А теперь попробуем описать, рассказать: что это, какого цвета, какое на вкус, где растет, что можно приготовить.

( У меня морковь, это овощ, она оранжевая, на вкус хрустящая и сладкая, растет в земле на грядке, можно приготовить морковный салат).

Если дети затрудняются, логопед помогает вопросами.

Логопед:

— Молодцы ребята, очень хорошие рассказы у вас получились и вот еще один листок готов вернуться на зонт, прикрепите его.

  1. Игра «Что видели в лесу». Дети сидят на стульях. (Развитие памяти, развитие грамматического строя речи: употребление существительных во множественном числе родительном падеже).

— Ребята, присаживаемся на стулья. Мы говорили сегодня об осени. И видели осенний лес. Расскажите, чего много в осеннем лесу? (В лесу много листьев, деревьев, грибов, травы, пней,  ягод, веток, дождей,  мухоморов, комаров, волнушек, шишек, рябины).

Логопед:

— Очень хорошо, и вот последний листок, который улетел с моего зонтика. Повесим его.

  1. Подведение итога.

Логопед:

—  Ребята, мне очень понравилось, как вы играли и отвечали. А вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Давайте вспомним, приметы осени. (Идет дождь, желтеют листья).  Вы  помогли украсить мой зонт, и в благодарность за это я угощу вас осенними сочными яблоками.

Логопед раздает яблоки.