Массаж как вид здоровьесберегающей технологии в коррекционной работе учителя – логопеда

Людмила Александровна Кочергина, учитель – логопед МДОУ —  детский сад №47 «Радуга» г. Серпухов

 Нина Игоревна Романова, учитель – логопед МДОУ —  детский сад №47 «Радуга» г. Серпухов.

Наталья Леонидовна Якубовская, учитель – логопед МДОУ —  детский сад №47 «Радуга» г. Серпухов

  Сегодня в дошкольных  образовательных организациях  уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить  здоровье детей. Это обусловлено статистикой, которая вызывает беспокойство  у педагогов, медицинских работников и родителей воспитанников.   Ежегодно в нашем ДОУ осуществляется мониторинг состояния психофизического здоровья  детей, результаты которого указывают на увеличение числа различных отклонений. Среди них на первое место выступают нарушения речи – 45,5%.  И поэтому ведущую роль в решении этой проблемы отводится учителю – логопеду. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий обеспечивает гармоничное развитие физических и духовных сил ребёнка. Существует много видов здоровьесберегающих методик  направленных на коррекцию нарушений речи. Это и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, развитие общей моторики, су — Джок терапия, аурикулотерапия, кинезиологические упражнения, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, релаксационные упражнения, психогимнастика. Нами был накоплен определенный опыт в этом направлении. И, как показала практика, одним из наиболее эффективных методов воздействия является — массаж. Хотелось бы остановиться на некоторых его видах.

Искусственная локальная контраст терапия.

Для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата,  язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии, возникающих при дизартрии, применяется метод искусственной локальной контрастотермии . Этот метод заключается в контрасте  низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных (термомассаж) воздействиях. При криомассаже используется ледяной брусок или  очень холодная вода, а при термомассаже — горячая вода или настой трав. Криомассаж и термомассаж  можно применять поочередно или избирательно. Существуют различные варианты  их применения:

— только криомассаж;

— только термомассаж;

— криомассаж затем термомассаж;

— попеременное использование крио- и термоаппликаций.

Криомассаж осуществляется следующим образом: ледяной брусок  в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При ИЛК на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края языка).

Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия — от 5 до 20 секунд. Курс ИКЛ составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.

Как правило, дети имеющие нарушения речи скованные, апатичны мало заинтересованы в занятиях и для этого  при проведении криомассажа  мы используем художественное слово в виде четверостиший

— Холодок бежит по кругу,

Улыбнемся мы друг другу.

— Скользит льдинка по щекам,

Гладит ото рта к ушам.

— Льдинка тает и ласкает,

Твои (мои) мышцы закаляет, (напрягает, расслабляет).

— Покажись-ка, язычок,

Подставляй нам свой бочок.

На него мы нажимаем,

Быть послушны заставляем

Язычок ленивым был,

Не хватало ему сил.

Помассируем слегка-

Нет послушней язычка!

 

А также для развития сомато – пространственной ориентации, во время криомассажа  мы используем игры с куклами, просим ребенка показать части лица на которые в данный момент оказывается воздействие, с какой стороны они находятся и т.п.

Аналогично проводится термомассаж артикуляционной мускулатуры. При этом можно использовать специализированную грелку для лица.
Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и для речевой афферентации контрастотермальное воздействие можно применять не только на артикуляционную мускулатуру, но и на мышцы верхних конечностей (особенно кисти правой руки).

Игровой массаж «Куклы – щетки».

В связи с увеличением числа детей, имеющих множество различных затруднений в процессе дошкольного и школьного обучения, связанных с несформированностью высших психических функций, произвольной саморегуляции, истощаемостью, недостатком ресурсов организма и другими причинами, ставит нас перед необходимостью искать новые пути коррекции. «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация», разработанная А.В. Семенович, является основой данной методики. Цель – воздействие на сенсорном уровне на определенные участки тела ребенка для  активизация развития нейропсихологических процессов, формирование вербальных и невербальных психических функций, коррекция межполушарных взаимосвязей. Для реализации этой программы мы разработали и применили массаж с использованием зубных и косметических щеток, который в дальнейшем может использоваться как самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.  Дети совместно с воспитателям готовят индивидуальный массажный инструмент, украшают его.  Процесс изготовления  во многом уже сам по себе носит коррекционный характер – способствует развитию тонко координированных движений рук, произвольности, помогает успокоиться, снизить напряжение, тревожность, агрессию.

Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз. Во время выполнения массажа у ребёнка не должно быть ощущений боли, но движения энергичные, ритмичные вызывающие покраснения кожи.  Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью, от кисти к локтю, от носа к ушам, от центра лба к вискам. Виды движений соответствуют классическим движениям массажа (продольные, поперечные, по кругу).  Сначала массаж производится с помощью зубных щеток – стимулирующий, затем косметической щеткой – расслабляющий. Этот вид массажа хорош не только как оздоровительное мероприятие и коррекционный метод, но и как улучшающий эмоциональный настрой, так как все изготовляется своими руками. Куклы – щетки в дальнейшем могут применяться в свободной игровой деятельности детей (театрализованная деятельность, для снятия нервно – психического напряжения,  для развития связной речи и т.п.).

Массаж «Куклы бибабо».

Один из важных факторов  коррекции речи имеет эмоционально-личностного настрой ребенка к обучению. Важное значение для этого имеют  куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Кукла не только вызывает у ребенка положительные эмоции и постепенно ослабляет нервное напряжение, но и, выступая для него в роли собеседника, концентрирует на себе внимание дошкольника, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным. Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Мы  связали  элементы куклотерапии и массаж, что    позволило объединить интересы ребенка и коррекционные задачи  логопеда, дало  возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в физическое состояние ребенка с целью  профилактики и коррекции речи. Для этого мы взяли куклы бибабо, с которыми  любят  играть дети. Нашили на «руки» кукол различные материалы: наждачная и бархатная бумага, гладкая и ворсистая ткань, скорлупа грецкого ореха и каштана.  Учитель – логопед, одевая куклу на руку, производит массаж мышц лица, рук, шеи. Время массажа его длительность соответствует общим требованиям.  Массаж включает в себя виды движений: поглаживание,  вкручивание, постукивание, растирание, выкручивание, вибрация. Главные цели такого массажа – это развитие мелкой  моторики и развитие тактильных ощущений.

Стимулируя мелкую  моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развивая тактильные ощущения, мы совершенствуем чувствительность пальчиков, что помогает ребенку лучше воспринимать окружающий мир. Ведь как утверждают психологи,  кончики пальцев – это второй головной мозг человека.

Таким образом, в результате использования приемов массажа, как одного из методов здоровьесберегающей технологии,  на логопедических занятиях помогает достигать: нормализации мышечного тонуса,  стимуляции тактильных ощущений, а также развивается речевая функция,  повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; снимается эмоциональное напряжение и тревожность. Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии.– СПб: Речь, 2007 г. – 80 с.
  2. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста. – СПб: Каро, 2008 г. – 157 с.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002 г. -232 с.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007 г. – 474 с.
  5. Шафеева А. А. Логопедический массаж: Методическое пособие. – М.: БЕТА – ФРЕЙМ, 2009 г. – 55 с.

Массаж как вид здоровьесберегающей технологии в коррекционной работе учителя – логопеда