Обучение и воспитание в доу как начальная ступень в системе непрерывного воспитания

Обучение и воспитание в доу как начальная ступень в системе непрерывного воспитания

Галина Владимировна Камнева, воспитатель МДОУ – детский сад №47 «Радуга», г. Серпухов

 Людмила Геннадьевна Чуканина, воспитатель МДОУ – детский сад №47 «Радуга», г. Серпухов

     Какими бы опытными не были учителя и воспитатели перед ними всегда стояла и будет стоять проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Преемственность дошкольного и начального школьного образования не имеет смысла без охраны и укрепления физического здоровья детей, без сохранения и поддержки индивидуальности ребенка. Об этом, надо помнить всегда – какими бы замечательными проектами мы не занимались.

Педагоги начальной школы порой плохо знают программы дошкольного образования, а воспитатели дошкольных образовательных учреждений полагают, что преобладание учебно-познавательной деятельности над игровой, предопределит готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе. Следовательно, данные цели теряются в образовательном пространстве ДОУ и школы. Однако, игнорировать объективные возрастные закономерности развития личности ребенка-дошкольника нельзя. В противном случае происходит перегрузка, переутомление, отказ от учебной деятельности, провоцирование неврозов. Следует отметить, что раннее формирование общеучебных умений у дошкольников активно поддерживается родителями, в силу их педагогической некомпетентности.

На современном этапе развития образования, когда обучение начинается с раннего возраста, проблема подготовки детей к поступлению в школу становится важной практической задачей для педагогов дошкольного учреждения. Это связанно с тем, что одним из показателей готовности ребёнка к школе может служить такой уровень психических процессов и психологических особенностей личности ребёнка, который позволит ему овладеть учебной деятельностью. Дети должны достигнуть в своём психическом и социальном развитии определённого уровня, необходимого для успешного обучения в школе.

С точки зрения внутренних процессов развития ребёнка – воображение в  младшем дошкольном возрасте и мышлении в старшем дошкольном и младшем школьным необходима преемственность в системе «ДОУ – начальная школа» понимание оснований такой преемственности позволяет педагогам понять универсальность генетических способностей детей и предпосылках к учебной деятельности. К преемственности «ДОУ – начальная школа»  нельзя подходить  формально как к работе двух самозамкнутых  образовательных центров, внутри которых совершаются процессы развития личности .

После перехода нашей образовательной системы на инновационное обучение и разнообразные программы, возник целый ряд противоречий между учителями начальной школы, педагогами детского сада и родителями. Каждая из этих социальных групп имеет свое видение и свои претензии друг к другу по поводу того, как сейчас осуществляется преемственность и непрерывность образования. Все заинтересованные лица имеют свой взгляд на данную проблему, и эти взгляды далеко не всегда совпадают. Так, нелегко понять друг друга работникам дошкольных учреждений и учителям начальной школы. Первые считают, что дают ребенку такой багаж знаний, умений, навыков, который школа не способна востребовать в полной мере. А учителя в школе жалуются, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.

Мы с этим согласны. Педагоги дошкольных учреждений обязаны контролировать любые действия со стороны ребёнка. К этому обязывает режим детского учреждения и условия пребывания в нём ребёнка. Поэтому получается, что ребёнок, лишён какой бы то ни было самостоятельности. Родители так же считают дошколят ещё маленькими и чрезмерно опекают их. Поступив в начальную школу, ребёнок лишается этой опёки: со стороны педагогов и родителей. «Нечаянная свобода» вызывает у детей бурный взрыв психологических эмоций и двигательной активности. Неумение самостоятельно занять себя сказывается негативно на обучении и поведении. Поэтому мы совместно с администрацией дошкольного учреждения подготовили цикл родительских собраний на тему «Воспитание самостоятельности и контроля у детей старшего дошкольного возраста». Проведя анкетирование родителей, мы пришли к выводу, что родители боятся дать даже маленькую свободу своим детям и стараются контролировать любые действия детей, чтобы в детском саду их ребенок очень серьезно и много занимался. Но при этом, с точки зрения профессиональных педагогов, они явно недооценивают, что такое раннее обучение вредит здоровью и эмоциональному благополучию ребенка: перегрузки и возникающие на этой почве неврозы не дают ему полноценно прожить свое дошкольное детство. Ребенок должен играть, он должен жить сейчас, а его как бы все время только готовят к какой-то будущей жизни. В игре дети раскрепощаются, проявляют самостоятельность, учатся строить  взаимоотношения со сверстниками, договариваться, контролировать свои поступки, давать оценку поступкам своих товарищей. Поэтому мы на собраниях и  консультациях объясняем родителям, что помимо тотального контроля должны быть минуты свободы, когда ребёнок сам выбирает для себя вид деятельности, видит итоги и последствия своего занятия, радоваться или огорчаться вместе с ребёнком, анализировать результаты.

Главное на дошкольном этапе развития — сохранить и укрепить здоровье детей, обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами, общую готовность ребенка к школе. Здесь главное, чтобы ребенок плавно, безболезненно, без каких-нибудь негативных последствий для психики вошел в школьную жизнь. Именно поэтому мы делаем акцент на психологических обоснованиях преемственности: развитии у ребенка коммуникативных способностей — умения общаться с взрослыми и со сверстниками. Это — и развитие других общих способностей, например, способность к пространственному моделированию — познавательная способность, которая необходима для развития видов деятельности, будь то математика, физика или география. И, конечно, развитие любознательности, как основы познавательной активности.

По этому, на наш взгляд, актуальным становится включение в содержание образования дошкольников проектной деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Использование технологии детского  проектирования позволяет эффективно решать задачи развития творческих способностей дошкольника, мышления. Проектная деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивности, а в будущем — к отказу от решения учебных проблем.

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Неутомимая жажда впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Ми считаем, что обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. В нашем детском саду мы оборудовали уголок для проведения безопасных опытов, разработали конспекты по экспериментальной деятельности, ввели  множество детских проектов и строим свою работу и работу детей, по законам научных изысканий, как самостоятельный творческий поиск. Проводя такие занятия, мы убедились, что это способно увлечь детей, заинтересовать, пробудить в них жажду познания.

В дошкольных учреждениях многое работает на общую готовность

ребенка к школе. Ребенок учится определять проблему,  задавать вопросы, он становится экспериментатором, активным участником разных видов деятельности.

Необходимо, чтобы школьные учителя поняли, что введение ребенка в школьную жизнь — это общая задача и педагогов детского сада, и школьных учителей. Точно так же и педагоги дошкольных учреждений, которые увлекают ребенка интересным методом подачи материала, разнообразной информацией, должны обязательно помогать ребенку, овладеть основными нормами «школьного» по ведения.

Мы выявили основные задачи, требующие решения в данном направлении:

1.Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение на их основе поступательной взаимосвязи преемственных целей и задач.

2.Построение единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования.

3.Создание единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы и исключающие необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе (как ориентацию на форсированное обучение, «натаскивание» предметным знаниям и умениям, дублирующее школьные программы).

Решение всего комплекса задач может быть достигнуто различными путями. Один из них — использование самой тесной связи воспитателя и учителя.

Литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Болотина Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школ. М.: Айрис-Пресс, 2005.
  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001.

Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.: Генезис, 2003