Позновательно – речевое развитие детей при взаимодействии учителя – логопеда с родителями, как один из компонентов здоровьесберегающей технологии

Позновательно – речевое развитие детей при взаимодействии учителя – логопеда с родителями, как один из компонентов здоровьесберегающей технологии

Людмила Александровна Кочергина, учитель-логопед МДОУ ЦРР – д/с № 47 «Радуга», г. Серпухов;

Наталья Леонидовна Якубовская, учитель-логопед МДОУ ЦРР – д/с № 47 «Радуга», г. Серпухов;

Нина Игоревна Романова, учитель-логопед МДОУ ЦРР – д/с № 47 «Радуга», г. Серпухов

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает:

  • занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельностного метода;
  • совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов;
  • упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы, всех сторон речи во всех возрастных группах;
  • опытническая деятельность;
  • коррекционная работа по развитию речи и речевого общения;
  • совместные игры-фантазирования;
  • совместная деятельность в уголке книги (беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).

Согласно  Федеральным государственным образовательным стандартам  к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования содержание познавательного и речевого развития направлено на достижение целей овладения конструктивными способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные принципы организации познавательно-речевого развития:

  1. Создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки.
  2. Событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы).
  3. Обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми.
  4. Гибкая программа «проектов», событий-тем. «Спонтанейное» (А.В.Запорожец) развитие речи в общении и деятельности.
  5. Опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к речетворчеству и словотворчеству.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

  • Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. • Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность. • Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Формы организации работы по познавательно-речевому развитию:

  1. Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.
  2. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями.
  3. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.
  4. Работа подгрупповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща.
  5. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель «заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие, можно выделить следующие направления:                                                                                                                                                 1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность.                         2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным.                                                         3. Развитее любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие.                                                                                                                                                    4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.                                                                                                                                 5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться  этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.                                                   Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.                                                                                                                                               Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.                                                                                                            Строительно-конструктивные — развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.                                                                   Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.                                                                                                                             Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В нашем дошкольном учреждении во всех группах созданы необходимые условия для  познавательного и речевого развития:

имеются речевые уголки, «зимние сады» с различными видами растений, игровые комнаты. В речевых уголках представлен  наглядный материал и дидактические игры по разным разделам программы. Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности является  познавательная игровая зона, которая также есть в каждой возрастной группе. Игровая комната охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы игровой комнаты  – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. Материал познавательной игротеки  представлен дидактическими и настольно-печатными играми  разной направленности, иллюстративным материалом, оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений, театрализованной зоной,мини-библиотекой.

В организацию игротеки можно и нужно привлечь родителей, как одну из форм взаимодействия ДОУ и семьи. И такая форма работы практикуется в нашем дошкольном учреждении. Ребенок с родителями может что-то нарисовать, изготовить и принести в детский сад, и он должен рассказать всем, что они сделали. Традиционными стали конкурсы осенних поделок  из природного материала, конкурс новогодних игрушек, поделок по ПДД, конкурсы рисунков, посвященных теме ВОВ, теме космоса и др. В нашем детском саду также было предложено родителям, совместно с детьми придумать и нарисовать гербы семей. Участники очень творчески подошли к этому процессу. Также в старшей группе «Непоседы» был объявлен конкурс книжек — малышек, написанных и оформленных родителями совместно с детьми, на тему «Мой домашний питомец». В конкурсе приняли участие 13 семей. Дети рассказали о своих любимых питомцах, а родители записали и помогли детям красочно оформить книжки — малышки фотографиями и рисунками. Затем в музыкальном зале в торжественной обстановке все участники конкурса были награждены медалями и аплодисментами друзей. Еще в рамках сюжетно-ролевой игры «Издательский дом» было издано ( с привлечением родителей), две газеты  – одна — ко «Дню матери». вторая – как итог с/р игры «Радостная «Радуга», книги «Рассказ о моей маме» к 8 Марта, глянцевые журналы «Непоседы», плакат по правилам дорожного движения «Правила дороги знаем — мы здоровье сохраняем». В планах у «Издательского дома» продолжить игру и выпустить. наряду с газетами и книгами, листовки по защите и сохранении природы (в частности, соблюдения чистоты в городе и бору).

 

Желательно в каждой возрастной группе разработать рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей, которые можно оформить в виде буклетов «Растите детей любознательными», «Как отвечать на детские вопросы», методичек, папок-раскладушек, брошюрок.

В мини-библиотеках есть  книги детского сада, и те книги и журналы, особенно периодические, которые дети приносят из дома. Дети рассматривают их,  рассказывают, комментируют иллюстрации. Через несколько дней  книги уносят домой, приносят другие. Это хороший метод познавательного и речевого развития детей.

Задача наша, как педагогов состоит в том, чтобы научить родителей развивать познавательно-речевую сферу вне занятий, дома, на прогулке, на даче. Используем для этого различные формы взаимодействия: родительские собрания; лектории; беседы; консультации; информационные стенды; папки-передвижки и др.  Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация логопедического уголка для родителей. В нем мы представляем сведения, направленные на повышение педагогической культуры родителей, т.е. овладение ими знаниями, педагогическими умениями, навыками, формирования у них отношения к себе как к педагогам.                                                                                                                                                Разъясняем, как проводить домашние занятия по развитию познавательно-речевой сферы дома? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

В нашем дошкольном учреждении накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями не только  в целях повышения эффективности воспитания и развития, но и оздоровления детей.  Педагогами активно используется: дыхательная гимнастика, су-джок терапия, пальчиковые игры, общеразвивающие упражнения, логоритмическая,  зрительная гимнастики.

Таким образом. от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Ведь детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.                                                                                                                                                                                          Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного познавательного и речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2. Бабина Е.С. Помогаем детям вместе: [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59.
  3. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.
  4. Давидович Л. Р. Родители и логопед — партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.
  5. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  6. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б. Егорова. – М.,2004.