Приобщение детей к здоровому образу жизни через взаимодействия ДОУ с родителями

Приобщение детей к здоровому образу жизни через взаимодействия ДОУ с родителями

Щербакова Татьяна Вячеславовна, воспитатель, МДОУ — детский сад №47 «Радуга», г. Серпухов;

Гончарова Наталья Николаевна, МДОУ — детский сад №47 «Радуга», г.Серпухов

 

Одно из наиболее значимых  направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них осознанного отношения к собственному здоровью. Как известно развитие и воспитание ребенка во многом зависит от окружающих взрослых и от того, какой пример положительный или отрицательный они подают своим поведением.

В нашем  дошкольном  учреждении одной из приоритетных становится задача установления тесного взаимодействия с семьей по вопросам оздоровления дошкольников и подъема уровня валеологической культуры, как детей, так и родителей. О. Л. Зверева[1] трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Новые формы взаимодействия воспитателя с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей.

Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые  анкетирование, личные беседы,  на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Совместная  работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здорового образу жизни — строится на следующих основных подходах:

  • Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего пребывания ребенка в образовательном учреждении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

В соответствии с этими подходами система работы с семьей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания;
  • обучение конкретным приема и методам оздоровления (закаливанию, дыхательной гимнастике);
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Наш детский сад сегодня  находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей.

На начальном этапе работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни мы знакомим родителей с режимом дня в детском саду, предлагаем возможные варианты режима дня дома, в выходные дни, проводим анкетирование по выявлению отношения к здоровому образу жизни. Рассказываем,  о формах оздоровления детей в детском саду:

Физкультурные занятия

Утренняя гимнастика

Физкультминутки (детям предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой)

Гимнастика для пальчиков и элементы точечного самомассажа.

Гимнастика для глаз

Физкультурное развлечение

Закаливание после дневного сна

Дыхательная гимнастика после сна.

Фито  и аромо – терапия.

Полоскание носо — глотки.

Показываем  и даем рекомендации по проведению этих «процедур» в домашних условиях.

При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем режиме дня постоянное место и время отводим каждодневной утренней гимнастике,  в которой приглашаем участвовать и родителей.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги («В здоровом теле – здоровый дух!», «Спорт – это наше здоровье, красота, смех»)

Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта, веселые соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Весёлые старты»). Эти мероприятия помогают взрослым (детям и родителям) раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания. Регулярно проводим «Дни открытых дверей», когда родители приглашаются в ДОУ в удобное для них время для просмотра физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, занятий здоровья, корригирующих, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и т. п.

Мы убеждаем родителей, в необходимости  найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими.

В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями были использованы (используются) следующие информационно-наглядные мероприятия:

материалы на стенде: «ОРВИ и его профилактика», «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей»;

папки-передвижки на тему «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»;

  • рекомендации медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний;
  • фотовыставки по итогам спортивных праздников.

Индивидуальные формы работы предусматривает такие мероприятия, как беседа с родителями  часто болеющих детей, консультации по вопросам закаливания. В работе с родителями были использованы коллективные мероприятия: родительские собрания на тему «Поговорим о здоровье» и «Закаляй малыша», тематические консультации: «Активность ребенка – залог его здоровья», «Профилактика простудных заболеваний через закаливание», «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» и т.д.

Даются рекомендации и мастер — классы, для родителей  как самим изготовить нетрадиционное оборудование для занятий с детьми дома. Также вниманию родителей  в каждой группе предлагается картотека  подвижных игр составленная с учетом возрастных особенностей детей, картотека физ. минуток, картотека дыхательных упражнений, картотека  гимнастки для глаз, пальчиковых игр. Картотеки хранятся в физкультурном уголке группы, и родители могут на некоторое время взять любую из них  домой, чтобы подробно ознакомится с предлагаемым материалом.

В работе с семьей центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей воспитанников, является родительский клуб «Мы вместе». Клуб является объединением людей по интересам. Центральная проблема объединения — воспитание здорового ребенка.

Работа в клубе проводится 1 раз в месяц. Темы встреч планируются с учетом запросов и пожеланий родителей, а также с учетом вопросов, связанных с возрастными особенностями детей. На встречах родители делятся опытом, решают проблемные ситуации, получают квалифицированные консультации специалистов (врачей, психолога, инструктора по физической культуре и др.).
Формы работы в клубе разнообразны: лекции, семинары, занятия с активным участием родителей и т. п.

Более эффективным воздействием обладают нетрадиционные формы оздоровления детей. В нашем ДОУ мы используем разнообразные методы, с которыми знакомим родителей в рамках приобщения их к здоровому образу жизни.

В целях профилактики инфекционных заболеваний в меню нашего детского сада были включены продукты, содержащие фитонциды (чеснок, свежий лук) и родителям было рекомендовано  дома включать эти продукты в рацион питания своих детей. Эти же средства можно  использовать, в момент эпидемии респираторных заболеваний, в виде аромо –терапии.

Во время эпидемии  простудных заболеваний  проводится точечный массаж  «Самомассаж от простуды» (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом.  В группе есть картотека самомассажа, которая используется воспитателями и  предлагаются родителям   для применения в домашних условиях всем членам семьи.

Закаливания, к которым относится: хождение по массажным дорожкам, гимнастика пробуждения В. Алямовской,  использование шипованных мячей, щеток, массажных рукавичек,  повышает не только устойчивость организма к инфекциям, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Важным показателем здоровья и физического развития ребёнка является его осанка. Осанка – это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов. В дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам совместно с родителями чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обращаться к специалистам. Кроме того, педагог должен давать рекомендации родителям о необходимости укреплять мышцы и связки путём систематических занятий физической культурой. А также соответственно возрасту и росту ребёнка подбирать мебель и тщательно следить за тем, какую позу принимает ребёнок во время сидения и сна.

Силами родителей и коллектива детского сада  был создан оздоровительный терренкур  «Здоровые медвежата». Он позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми оздоравливая их на  воздухе.

Большой оздоровительный эффект имеет аромо — терапия — процесс вдыхания ароматов. Это благоприятно воздействует на нервную систему. Перед приходом детей в детский сад в группе распыляют  масла ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе. Предлагаем во время игр детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло, что приводит к  стимуляции.  Все рекомендации по использованию ароматов предлагаются родителям в виде буклетов, памяток.

Во  время прогулки  дети  вдыхают  запахи  хвойных деревьев и растений, «зеленой зоны» парка детского сада  которые  очищают органы дыхания, повышают тонус, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обладают бактерицидным действием.

Наличие плескательного бассейна увлажняют воздух, предусматривает проведение закаливающих водных процедур.

Наши спортивные площадки  имеют специальное покрытие и используются для проведения утренней гимнастики, спортивных развлечений, праздников, эстафет, подвижных игр.

На экологической тропинке проводятся как наблюдения, так и физкультминутки, эмоциональные этюды. У бассейна расположена «фито поляна», своеобразный «зеленый островок» с различными растениями и кустарниками, позволяющий использовать метод – эстето — терапии – любование красотой природы.

Среди факторов, влияющих на здоровье детей, важную роль играет грамотность родителей, в повышение которой мы принимаем активное участие.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, преподавателей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74 – 83.
  2. Сильвестрова, Е. В. Пути взаимодействия врача и педагогов ДОУ в системе оздоровительной работы / Е. В. Сильвестрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6. – С. 4 – 5.

Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. М. : Илекса ; Ставрополь : Сервисшкола, 2001. – 400 c.