Вовлечение родителей в образовательный процесс в ДОУ в соответствии с ФГОС

Вовлечение родителей в образовательный процесс в ДОУ в соответствии с ФГОС

Щербакова Татьяна Вячеславовна, воспитатель, МДОУ детский сад №47 «Радуга», г. Серпухов

Гончарова Наталья Николаевна, воспитатель, МДОУ детский сад №47 «Радуга», г.Серпухов

В настоящее время педагоги  ДОУ активно  используют  весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей.  Которое включает в себя систематическое  активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание  практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.[3]

Задача  педагога, непосредственно  наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь  родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [1]

Наш детский сад сегодня  находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые  анкетирование, личные беседы,  на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы:

  • «Круглый стол» по любой теме;
  • тематические выставки;
  • соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
  • консультации специалистов;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта доверия, телефон доверия;
  • открытые занятия для просмотра родителей;
  • конкурс семейных талантов;
  • день открытых дверей;
  • сайт ДОУ.

Основной формой  сотрудничества с родителями  являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолога — педагогического воздействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения  встреч  в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход  из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем детском саду  проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать  живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый  родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком.[2]

Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия, является выпуск газеты для родителей «Радужные лучики», которая издается в нашем ДОУ и выпускается ежеквартально. Это и способ просвещения семьи, и информирование о жизни детского сада, так же, средство развития творческих способностей педагогов и детей. В оформлении газеты принимают участия не только педагоги, но и дети подготовительной группы. Газета, как форма взаимодействия с семьей, актуальна и тем, что здесь исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию интересной и значимой информации. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах раннего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям зачастую читать некогда, а газету можно взять с собой и уже дома, ознакомиться в спокойной обстановке.

В  ДОУ был создан семейный   клуб  «Мы вместе », который родители активно посещают уже несколько лет.  Цель клуба: создать в  каждой группе разнообразное по содержанию сотрудничество, способствующее развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. В ходе работы клуба проводятся развлечения, семейные конкурсы, мастер – классы, родители делятся своими проблемами, семейным опытом, рецептами здоровья. Занятия семейного клуба проводятся 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.

Совместно с родителями к 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне  был организован мини – музей. Данная форма работы способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.

«День открытых дверей в ДОУ» – одна из форм работы с родителями, которая представляет им возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Детский сад  даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течение этого дня они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов.

Одной из форм взаимодействия ДОУ с родителями это день «Моя семья».  В этот день родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, полицейский. военный, парикмахер ид р) приходят в гости к дошкольникам и знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Так же в нашем ДОУ есть день «Добрых дел», который проводится раз в месяц, родители привлекаются к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ,  в зимние время года:  постройка горок, снежных фигур.

Регулярно  в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и  родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (собрании, заседании клуба «Мы вместе»), лучшие проекты печатаются в газете ДОУ. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На сайте ДОУ любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Электронная почта  детского сада, используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.

При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Литература

  1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  2. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва