Здороровьесберегающие технологии в работе ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Здороровьесберегающие технологии в работе ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Ефимова Ольга Сергеевна, воспитатель, МДОУ детский сад № 47 «Радуга», г. Серпухов;

Синькина Ирина Евгеньевна, воспитатель, МДОУ детский сад № 47 «Радуга», г. Серпухов

  Актуальность здоровьесберегающих технологий: на сегодняшний день жизнь  ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании -это технологии, которые направленны на решение сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Как писал Генрих Гейне (немецкий публицист): « Единственная красота, которую я знаю, — это ЗДОРОВЬЕ».

Главное назначение здоровьесберегающих технологий в том, что это объединяет педагогов, психологов, медицинский персонал, родителей и детей на сохранение, укрепления и развития здоровья.

В нашем ДОУ активно используется технология здоровьесбережения, задачами которой являются:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
  2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
  3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

 

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионное, и у разных авторов встречаются разные трактовки. Так, например, Никита Константинович Смирнов (Заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиППРО),   как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

В нашем детском саду  здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ;
  • валеологического просвещения родителей.
  1. Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии.

Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

В нашем детском саду ежедневно ведётся медицинский осмотр детей медицинской сестрой и врачом, что позволяет получить чёткую информацию о состоянии здоровья каждого ребенка дошкольного учреждения. Для наибольшего эффекта закаливания нами используется: чёткая организация теплого и воздушного пространства,  рациональная одежда детей, соблюдение режима прогулок во все времена года,  гигиенические процедуры.

Для профилактики респираторных заболеваний осуществляется полоскание горла настоями, отварами трав календулы, ромашки; фитотерапия.

  1. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

К ним относятся: ежедневные утренние гимнастики, физические упражнения; закаливания КГН, спортивные праздники, развлечения и досуги, соревнования, недели здоровья. В нашем детском саду ведется непрерывная, ежедневная работа по развитию физических возможностей детского организма  и укреплению его здоровья. Так например, реализуется проект «Тропа здоровья», по профилактики плоскостопия. Также полностью реализуются разнообразны формы оздоровления детей , осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (фитотерапия, физиотерапевтические процедуры, полоскание носо-глотки, витаминотерапия, ходьба по массажным, ребристым дорожкам, точечный массаж) В каждой группе детского сада имеется свой физкультурный уголок, где огромное количество различного оборудования для реализации в потребности движений детей. Вся работа по физическому воспитанию дошкольников строится с учётом физических возможностей и различных отклонений об их состоянии здоровья. Всё это непосредственно положительно влияет на укрепление здоровья воспитанников и уменьшению уровня заболеваемости.

  1. Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ

 

Это  технология, которая  направлена на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Воспитатель, стоящий на страже здоровья, который укрепляет здоровье детей и родителей, сам должен быть здоровым, следить за своим здоровьем. Ведь от здорового педагога –зависит здоровье воспитаников.

  1. Технология валеологического просвещения родителей;

 

В целях сотрудничества с родителями  по созданию общей цели  по укреплению здоровья детей, в нашем детском саду проводятся такие мероприятия как: родительские собрания, консультации, памятки, индивидуальные беседы, круглые столы, спортивные праздники, конкурсы, папки-передвижки, праздники здоровья.  Всё это направлено на взаимодействие педагогов ДОУ с родителями для поддержания здоровья детского организма, что является непосредственной деятельностью в образовательном процессе ДОУ.

Таким образом, тесное сотрудничество с родителями дает положительные результаты: родители стали больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки; охотно участвуют в организации и проведении досуговой деятельности детей.

 

Также детском саду проводятся беседы с воспитанниками о важности здорового образа жизни, о поддержании здоровья, о профилактике различных заболеваний, о соблюдении режима дня, важности пребывания на свежем воздухе, выполнения физических упражнений.

 

 

В результате постоянной, непрерывной работы по внедрению здоровьесберегающих  технологий в образовательный процесс ДОУ:

1.Сформированны навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.

  1. Сформирована медико-оздоровительная, физкульто-оздоровительная база по вопросам оздоровления дошкольников.
  2. Улучшены и сохранены соматические показатели здоровья детей, и значительно снизилась их заболеваемость.

 

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. И это является главной задачей нашего дошкольного учреждения. Однако, мы не останавливаемся на достигнутом, работа с применением здоровьесберегающих технологий и дальше будет продолжаться регулярно, систематизировано и  искать новые пути для укрепления, сохранения и развития здоровья наших детей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с.21–28.

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка  Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г..

4. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.